• ПН-ПТ. с 09:00 - 18:00

Авиационное и автомобильное топливо: особенности и различия

Дата публикации:

Бензины в основном нашли применение в качестве топлива в автомобильной и авиационной промышленности. Однако для каждой сферы предназначены определенные виды топлива. При производстве каждого из них применяются особые технологии, благодаря которым нефтепродукты обретают специфические свойства. Детальнее о том, в чем заключается отличие авиационного топлива и автомобильного, расскажем ниже.

Различия в формуле

Оба вида топлива (для авиации и автомобильный бензин) представляют собой углеводороды, которые состоят из цепочек атомов двух отдельных компонентов: водорода и углерода. Именно в таких соединениях кроется основное химическое отличие между данными нефтепродуктами.

В бензиновых цепочках углерод содержится в количестве 7–11 атомов, их между собой связывает водород.

Горючее для самолетов имеет немного другую структуру. Цепочки содержат большее количество углеродов — 12–15. Разница заключается не только в количестве атомов. Углероды, которые отличаются по длине цепочек, имеют различные характеристики. Чем длиннее соединение, тем более высокая температура кипения вещества и ниже точка замерзания. Эти факторы особенно важны для летательных аппаратов и делают использование нефтепродуктов более безопасным.

Дело в том, что на высоте нескольких сотен метров температура на порядок ниже, чем на земле. Соответственно, важно, чтобы горючее в баке самолета в меньшей мере подвергалось замерзанию, обычный автомобильный бензин быстрее застынет.

Второе характерное отличие в составе заключается в добавках. В самолетный бензин примешивают антикоррозионные, антистатические, антибактериальные и антизамерзающие вещества, которые делают нефтепродукт более предсказуемым и защищенным.

Можно ли взаимозаменять топливо

Делать это не рекомендуется, однако авиабензин вполне подходит для заправки дизельных автомобилей. По свойствам составы этих продуктов довольно близки.

Но делать это можно лишь при нужде и в арктических условиях, то есть если температура воздуха падает до критических отметок (ниже -35 градусов). Просто в таком холоде машины на обычном бензине или ДТ в принципе не заведутся из-за того, что топливо густеет и обретает желеподобную структуру.

3 основных требования к авиационному топливу

Как мы говорили выше, самолеты и автомобили эксплуатируются в разных условиях. Авиационные аппараты подвергаются большим нагрузкам внешней среды, отчего и к топливу выдвигаются более высокие требования. Среди факторов, которые критичны для таких нефтепродуктов, отметим:

  1. Детонационную стойкость. Этот показатель на порядок выше в сравнении с автомобильным бензином.
  2. Фракционный состав. Он определяется показателем температуры выкипания топлива и его испаряемостью.
  3. Химическую стабильность.

Если говорить про характерные особенности авиационного и автомобильного топлива, то стоит также отметить и октановое число. В нефтепродукте для самолетов оно выше. К тому же авиационное горючее характеризуется большой удельной теплотой сгорания и лучше выполняет функцию хладагента.

Основные марки

Автомобильный бензин маркируют в зависимости от показателя октанового числа. Чем оно выше, тем лучше нефтепродукт противостоит детонации, а значит, более безопасный для использования в двигателях с высоким сжатием горючей смеси. Среди популярных марок:

  • А-76. Используется в основном в с/х;
  • А-80;
  • А-92 — наиболее распространенная марка;
  • АИ-95. Это бензин улучшенного качества (класс премиум).

Авиационный имеет другую маркировку. В начале 90-х годов был разработан бензин Б-92. В нем уже не нормировался показатель сортности, как это было во времена СССР, где существовали 2 типа авиабензина: 1) Б-91/115; 2) Б-95/130. Однако сегодня в современной промышленности применяется горючее марок 100 LL и Avgas 100. Бензин первого типа отличается более низким процентом свинца в составе.

Теперь, разобравшись в особенностях формулы и свойствах разных видов топлива, становится понятно, в чем заключается разница между автомобильным и авиационным горючим.

ГОСТы на дизельное топливо
Предыдущая
ГОСТы на дизельное топливо
Признаки неисправности автоматической коробки передач
Следующая
Признаки неисправности автоматической коробки передач