ГОСТы на дизельное топливо

Дата публикации:

Опытным автомобилистам известно, что от качества и характеристик горючей смеси зависит срок эксплуатации транспорта. Не удивительно, что многих интересуют ГОСТы на дизельное топливо (ДТ). Это нормативный документ, который регулирует качество продукции и ее соответствие государственным стандартам, и углеводородное топливо не исключение. Рассмотрим подробнее, на какие стандарты ориентироваться.

ГОСТ 305-82: о чем он

Полное название ГОСТа 305-82 звучит как «Топливо дизельное. Технические условия». Этот нормативный документ составлялся еще во времена СССР (разработчики — Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности), но на Украине он актуален по сегодняшний день, например, классификация топлив. Различают следующие марки:

  • Л (летнее). Это топливо, которое подходит для использования в жаркие месяцы. При повышении среднесуточной температуры воздуха до 0 °С и выше уже можно использовать горючку с маркировкой «Л»;
  • 3 (зимнее). Этот вид подходит для эксплуатации транспорта в условиях крайнего севера, когда температура воздуха понижается до -20 °С. При этом температура затвердевания топлива — около 35 °С;
  • А (арктическое). Это смеси, которые используются для эксплуатации транспорта при экстремально низких температурах от -50 °С и ниже.

В зависимости от процентного содержания сульфура (S), топливо для дизельных моторов разделяется на два типа: с массовой долей более 0,2% и содержанием серы более 0,5%.

Примечания, которые необходимо знать людям, имеющим дело с горючими смесями:

  1. При хранении дизтоплива (независимо от марки) более 5 лет возможно повышение кислотности (на 1 мг КОН), содержания смол (на 10 мг / 100 см топлива). Эти изменения считаются нормой.
  2. Если дизтопливо имеет характеристику «высший сорт», то, согласно нормам, его показатели будут следующие:

Показатель Величина

Процентное содержание S, % 0,2

Концентрация смол (факт., на 100 см топлива) 25

Количество г йода на 100 г до 5

Зольность, % до 0,008

Коксуемость 10% остатка, % Л — 0,2; З и А — 0,1

Показатель присутствия загрязнений в топливе (коэффициент фильтруемости) до 2

  • Дизтопливо — это взрывчатое вещество, которое состоит из горючих жидкостей. При концентрации паров более 3% возможно возникновение взрыва. При этом температура, при которой происходит самовоспламенение, составляет соответственно 300, 310 и 330 °С — для марок Л, З и А. Температура вспышки — 40 °С (для летнего топлива) и 30 °С (для зимнего).
  • Дизельное топливо — это токсичные вещества, которые относятся к 4 классу опасности.
  • Дизтопливо вызывает раздражение на слизистых и кожных покровах.
  • Все оборудование, предназначенное для хранения или транспортировки горючих смесей, требует герметизации.
  • В помещениях, где есть источники с открытым огнем или искусственные осветительные приборы, запрещено использование или хранение топлива для дизелей.
  • Запрещено использование оборудования, при обращении с которым возможно образование искры. Если случается возгорание, для пожаротушения разрешено использование воды, пены, СО2, перегретого пара.
  • В случае возникновения розлива горючую жидкость надлежит собрать в отдельную тару, а участок насухо протереть тряпкой. Если вещество попадает на открытый грунт — его требуется засыпать песком, который в дальнейшем необходимо утилизировать.
  • Для отбора проб и работе с реагентами требуется использовать индивидуальные средства защиты.
  • Топливо разрешено хранить и использовать исключительно из емкостей, которые защищены от статического электричества.

Помимо ГОСТ 305-82, в Украине есть и другой нормативный документ, регулирующий обращение с ДТ.

Постановление Кабмина об утверждении Технического регламента

1 августа 2013 года вступил в силу нормативный документ №927, регулирующий обращение с разными видами топлива, в том числе с автомобильными бензинами, судовым, котельным и дизельным топливом (технические условия). Регламент был разработан с целью защиты здоровья и здоровой жизнедеятельности людей и живых существ. Это элемент национальной безопасности, обеспечивающий сохранение природного, экологического и ресурсного потенциала.

Регламент разработан на основе Директивы 98/70/ЄС Европейского Парламента. В нем указываются:

  • основные термины, описывающие разные виды ДТ;
  • условия эксплуатации и хранения;
  • технические и качественные характеристики, которых должны придерживаться производители, поставщики и реализаторы ДТ;
  • особенности проведения оценки на соответствие;
  • условия обеспечения надлежащего качества.

Дополнительно в регламенте расшифровываются аббревиатуры, которые используются для обозначения разных видов топлива, таблица с характеристиками, которым должны соответствовать бензин и другие виды ДТ, пример — декларации об ответственности и проч

Безуглеродная нефть — будущее энергопотребления
Предыдущая
Безуглеродная нефть — будущее энергопотребления
Авиационное и автомобильное топливо: особенности и различия
Следующая
Авиационное и автомобильное топливо: особенности и различия