• ПН-ПТ. с 09:00 - 18:00

Как менять масло в АКПП

Дата публикации:

Работа любого агрегата в автомобиле, конструкция которого предусматривает движущиеся узлы и механизмы, требует смазки. Автоматическая КПП — не исключение. Смазка всех элементов осуществляется за счет масла, нагнетаемого в коробку с помощью встроенного насоса. Как и любой другой узел, трансмиссия требует качественного и своевременного ухода. Ниже разберем, как часто менять масло в коробке, зачем это нужно и как это делается.

Функциональные характеристики масла для АКПП

Для ATF (масло для автоматической трансмиссии) характерны следующие особенности:

  • жидкость может выдерживать давление до 5 бар;
  • смазка имеет вязкость определенной величины, благодаря чему может передавать силовой сигнал от помпы к турбинному колесу практически без потерь;
  • качественное масло не допускает пробуксовки фрикционных элементов;
  • полноценная смазка всех трущихся деталей;
  • эффективное охлаждение узлов и недопущение их перегрева;
  • отсутствие химических реакций с конструктивными элементами коробки.

Качество трансмиссионного масла определяет стабильность и надежность работы коробки.

Когда нужно менять ATF

Не так давно производители не озвучивали требования по интервалам замены смазки. Масло заливалось в коробку на весь срок эксплуатации авто. Но поскольку КПП зачастую используются в жестких условиях, все чаще производители указывают интервалы замены. Точно узнать, как часто менять масло в коробке, можно из сервисного руководства. Как правило, эта цифра — 60–90 тысяч км пробега.

На необходимость более частой замены ATF могут повлиять жесткие условия эксплуатации машины:

  • высокая температура агрегата, в результате чего смазка быстро теряет свои качества и стареет;
  • частые пробуксовки колес;
  • низкие температуры в АКПП, из-за которых смазка густеет;
  • регулярная эксплуатация загруженного авто, буксировка прицепов (автоматические коробки рассчитаны на нагрузку, соответствующую весу авто с водителем и 4 пассажирами);
  • резкий разгон.

Износ смазки и потерю рабочих характеристик можно определить самостоятельно. Извлеките щуп и оцените состояние жидкости — в идеале она должна быть светлой. Если смазочное вещество потемнело и слышен запах гари, это говорит о необходимости замены расходного материала.

Как проверить уровень масла

Перед тем как менять масло в АКПП, необходимо проверить его уровень. Если он слишком низкий, это может указывать на утечку смазки. В таком случае сначала нужно будет определить и устранить причину, и только после этого менять жидкость.

О снижении уровня жидкости могут свидетельствовать следующие признаки:

  • уменьшение давления в магистралях трансмиссии;
  • пробуксовка авто при переключении скоростей;
  • автомобиль не едет ни вперед, ни назад, но после отключения и повторного запуска двигателя проблема исчезает;
  • коробка не выходит из режима паркинга;
  • при переключении передач появляется толчок.

Когда уровень ATF снижен, работа агрегата нарушается. Если проблема не связана с утечкой, ее можно решить путем добавления недостающего объема смазки. Для проверки уровня необходимо прогреть коробку, проехав не менее 10 км. Автомобиль паркуется на ровной поверхности, рычаг переводится в режим паркинга. Не отключайте мотор, дайте ему поработать еще несколько минут.

Пока двигатель работает, извлеките щуп ATF, вытрите его сухой и чистой салфеткой. Затем его необходимо вставить обратно, подержать несколько секунд и опять извлечь. Если объем масла в норме, уровень жидкости будет находиться между отметками МИН и МАКС.

В зависимости от марки транспортного средства, процедура проверки может отличаться:

  • на АКПП автомобилей BMW, а также многих моделях концерна VAG для контроля уровня щуп не предусматривается, но имеется смотровое отверстие;
  • в «Хондах» проверка уровня смазки должна производиться на авто с заглушенным ДВС;
  • на некоторых авто при диагностике рычаг КПП должен быть в положении нейтрали N.

Что касается выбора расходного материала, то здесь все индивидуально и зависит от авто. Лучший вариант, независимо от марки и модели транспортного средства, — оригинальное масло. Такая смазка стоит дороже более доступного, неоригинального продукта, зато вы можете быть уверены в ее качестве. Кроме того, контрафактные масла зачастую не соответствуют нормированным характеристикам и требованиям АКПП. С рекомендациями касательно выбора можно ознакомиться в сервисном руководстве.

Подробное руководство по замене ATF

Есть два варианта замены смазки: частичный и полный. В первом случае новый расходный материал смешивается со старым, соответственно, полученный состав будет неидеальным. Зато этот способ требует меньше времени для реализации. Что касается полной замены, это более трудоемкий процесс, зато точно можно быть уверенным, что масла хватит на последующие 50 тысяч км пробега.

Руководство по частичной замене ATF:

  1. Загоните автомобиль на подъемник или яму.
  2. Подставьте емкость под коробку передач.
  3. Выкрутите крышку сливного отверстия на картере агрегата, она находится снизу.
  4. Извлеките пробку. Дождитесь, пока смазка полностью стечет.
  5. Оцените на вид состояние масла и его объем. Примерно такое же количество жидкости нужно залить в агрегат.
  6. Закрутите сливную пробку. Свежее ATF заправляется через заливное отверстие или щуп для проверки уровня. Для большего удобства используйте воронку.

После заливки обязательно проконтролируйте объем расходного материала. Если его недостаточно, добавьте смазки. Но переизбытка также не должно быть.

Если вы решили прибегнуть к полной замене ATF, вам потребуется следующее:

  • новое оригинальное масло с емкостью для отработанной жидкости и воронкой;
  • кисть и отдельная тара для промывки деталей;
  • новый уплотнитель для пробки сливного отверстия;
  • немного топлива и ацетона;
  • новая прокладка коробки и герметик;
  • фильтр трансмиссии, если старый засорился;
  • комплект головок для откручивания болтов.

Перед выполнением задачи необходимо прогреть коробку. Для этого совершается поездка на 5–10 км.

Итак, как поменять масло в коробке автомат:

  1. Транспортное средство загоняется на яму или эстакаду. Поднимается рычаг ручного тормоза, ручка КПП переводится в режим нейтрали. Под сливное отверстие подставляется тара, пробка выкручивается. После этого открутите болты, фиксирующие поддон, его нужно оторвать от герметика. Необходимо действовать аккуратно, поскольку часть смазки останется в поддоне. Весь расходный материал сливается в одну тару. Также нужно снять фильтр — из-под него тоже выйдет немного ATF.
  2. Выполните промывку поддона, удалите загрязнения и следы металлической стружки с помощью топлива и кисточки. Старый уплотнитель также убирается. Металлическая стружка является продуктом износа конструктивных деталей агрегата, поэтому если ее слишком много, это повод проверить трансмиссию. Если вы не планируете менять фильтр, можно промыть старый очиститель бензином и поставить его обратно.
  3. Поставьте поддон на место, предварительно обработав его и место монтажа ацетоном. Также устанавливается новая прокладка, а сверху нее — немного герметика. Необходимо полностью обработать место соприкосновения поддона с днищем. Затем он ставится на место, болты затягиваются. Сливное отверстие в месте соприкосновения с пробкой нужно обезжирить, чтобы масло не подтекало.
  4. Залейте свежее ATF. Объем расходного материала должен соответствовать количеству слитой смазки.
  5. Теперь приступаем к основному этапу, отличающему полную замену масла от частичной. В нижней части радиаторного устройства можно увидеть два шланга охлаждения смазки. Вам потребуется тот, который находится с левой стороны по ходу движения. Его нужно осторожно отсоединить, а конец опустить в емкость для сбора отработки. Помощник должен запустить двигатель на нейтральной передачи, не отпуская ручник. Из шланга начнет выходить ATF — под давлением насоса старая смазка будет выдавливаться новой, в результате чего жидкость обновится.
  6. Сливать смазочное вещество необходимо до того момента, пока из шланга не начнет выходить свежее масло. После этого можно остановить ДВС, подключить обратно патрубок и добавить в систему свежее ATF.

На завершающем этапе проконтролируйте уровень жидкости в коробке. Описанная выше процедура замены универсальна. В зависимости от марки и модели авто, алгоритм действий может отличаться. 

ГОСТы на бензин
Предыдущая
ГОСТы на бензин
Удаление воды из бака дизельного авто
Следующая
Удаление воды из бака дизельного авто