• ПН-ПТ. с 09:00 - 18:00

Нужна ли промывка двигателя при замене масла и как промыть двигатель?

Дата публикации:

Производители автомобилей рекомендуют проводить замену масла в двигателе каждые 10 000 –15 000 километров или один раз в год (смотря что наступает чаще). При этом многие автомобилисты уменьшают эти сроки до 7–10 тысяч, поскольку в нашей стране качество топлива довольно сомнительное. При сгорании оно вырабатывает большое количество гари и сажи, что ведет к преждевременному износу силовой установки, поэтому определенная логика в этом есть. Но если с периодичностью замены особых споров не возникает, то сам процесс вызывает у водителей, в том числе и профессиональных, много вопросов. Один из самых популярных: нужна ли промывка двигателя при замене масла. Давайте разберемся в этой теме.

Зачем это нужно

Масло заливают в картер двигателя для того, чтобы оно обеспечивало смазку двигающимся частям, а также с целью отведения излишков тепла от поршневой группы. Оно покрывает поверхность деталей тонкой пленкой, благодаря чему они не ржавеют и на них не откладывается грязь. Но со временем масло теряет свои свойства. Оно напитывается водой из воздуха, в него попадают дым и сажа, а также стружка металла. Все это постепенно оседает и покрывает картер, а за ним и поверхность деталей плотным слоем «солидола». Это негативно сказывается на работе: силовая установка начинает перегреваться, ухудшается трение, ускоряется износ коленвала, подшипников, поршней и цилиндров.

Когда производится замена масла, налет частично стекает под действием силы тяжести. Но далеко не весь: большая часть уже распределилась по поверхности и зафиксировалась на ней. Чем старше двигатель, тем больше в нем отложений. Особенно много их в тех машинах, которые эксплуатируются нерегулярно или подолгу стоят в гараже. В них образовавшийся налет может забивать внутренние каналы, фильтры и пр.

Именно поэтому автопроизводители и автослесари настоятельно рекомендуют промывать двигатель хотя бы раз в 5 лет. Частота промывки зависит от возраста автомобиля, типа используемого масла, пробега, стиля вождения и прочих факторов. В целом же процедуру рекомендуется проводить в следующих случаях:

  1. Заливка масла другого производителя. Оно может иметь одинаковые характеристики вязкости (например, 10W40 или 15W40), но в продукции разных компаний содержатся присадки различного типа. Иногда они несовместимы друг с другом. Поэтому, чтобы не испортить новое масло, нужно полностью очистить внутренности от старого.
  2. Покупка б/у автомобиля. Зачастую новый владелец не знает, каким именно маслом пользовался старый и как вообще эксплуатировалось транспортное средство. Поэтому лучше пройти процедуру и убрать налет, чтобы не рисковать.
  3. Агрессивный тип вождения, частые поездки на длительные дистанции. В этом случае в силовой установке накапливаются сажа, пыль и грязь. Убрать их классическими способами невозможно, поэтому и выполняют полноценную чистку.
  4. На турбированных двигателях. Они очень требовательны к качеству смазочных материалов, и любые отложения могут вывести их из строя. Поэтому обязательно изучите информацию о том, как промыть двигатель, и выполняйте процедуру при каждой замене масла.
  5. Перед капитальным ремонтом. Если планируется разбирать силовую установку, то рекомендуется промыть ее, чтобы удалить налет и грязь. Это облегчит процедуру восстановления и снизит трудозатраты на переборку агрегата.

Также рассмотрим ситуации, когда проводить очистку нет необходимости. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Во-вторых, если вы внимательно следите за пробегом и делаете все работы в соответствии с регламентом. Помните, что практически все современные производители добавляют в масло антипригарные и очистительные присадки, поэтому при правильной эксплуатации жидкость сливается если не полностью, то на 98%.

Вредна ли процедура

В некоторых случаях промывка действительно может нанести ущерб. Во-первых, если средство не сертифицированное, то его состав неизвестен. Оно может разъесть тонкие прокладки в силовой установке, из-за чего он потеряет герметичность. Во-вторых, если не слить всю жидкость, то она смешается с маслом и ухудшит его свойства. В-третьих, отслоившийся от стенок мусор может не вылиться, а осесть на дне картера. В итоге это вызовет ухудшение работы масляного насоса и перегрев силовой установки.

Если использовать сертифицированные товары и все делать правильно, то проблем у вас не возникнет. Многие автолюбители считают, что лучше вообще не покупать спецсредства и следить за регулярностью замены смазочных материалов, не допуская коксования и образования налета, но это не всегда возможно. В любом случае вред от прочистки будет меньше, чем повреждения, которые получит силовая установка, забитая отложениями.

Чем мыть

Существует четыре варианта:

  1. Обычное масло. Замену выполняют на горячем двигателе. Сначала сливают старое, затем заливают новое в минимальном количестве, нужном для обеспечения работы агрегата. Далее машину заводят, она работает на холостых оборотах 5–10 минут, после чего сливают промежуточное масло, а вместо него заливается постоянное. Этот вариант считается дорогим и неэффективным: он помогает снизить общую концентрацию мусора, но не убирает его целиком.
  2. Вакуумный насос. Он создает отрицательное давление и высасывает из картера остатки. Данный вариант помогает удалить часть грязи, которая отложилась на нем, но налет на стенках и в механизмах остается.
  3. Средства «пятиминутки». Их заливают в силовую установку прямо в старое масло, после чего двигатель заводится и работает 5–7 минут. Далее смесь сливают и наливают новые смазочные материалы. «Пятиминутка» хорошо расщепляет налет, но все же ее недостаточно для полноценной очистки. Она просто не успевает убрать все отложения. Ее можно использовать на относительно новых автомобилях, а для старых она не подходит.
  4. Специализированные средства для промывки с продолжительным сроком действия. Их заливают в старое масло, после чего машине необходимо проехать от 50 до 500 км. За это время активные компоненты расщепляют всю грязь, и она выходит из картера во время замены.

Наиболее действенными считаются третий и четвертый варианты. Большинство автомехаников сходится во мнении, что лучше всего использовать именно «долгоиграющие» средства: они имеют меньшую концентрацию, чем «пятиминутки», а за счет длительного контакта растворяют самые плотные сгустки.

Как проходит процедура

Рассмотрим, как промыть двигатель при замене масла. Рекомендуем вам действовать по следующему алгоритму:

  1. Проконсультируйтесь со своим автомехаником. Он знает все нюансы машины, ее особенности и проблемы. Он посоветует вам, какое средство выбрать и как часто повторять процедуру.
  2. Проведите диагностику силовой установки и масла. Не нужно осуществлять промывку просто так, для этого должна быть весомая причина.
  3. Все манипуляции делаются только на горячем двигателе. Высокая температура повышает текучесть масла, поэтому оно лучше сливается и выводит грязь.
  4. Установите машину на ровной площадке и залейте средство через соответствующее отверстие. Заведите автомобиль и дайте ему поработать несколько минут (в случае применения «пятиминутки») или накатайте определенный пробег (при использовании жидкости длительного воздействия).
  5. Откройте пробку и слейте старое масло. Дайте ему стечь полностью, дождитесь, чтобы оно не капало. Проверьте прокладку из меди, которая установлена на крышке. Если она изношена, то замените ее.
  6. Залейте новое масло до максимального уровня по щупу. Заведите двигатель, дайте ему поработать примерно 3–5 минут. После этого заглушите его и проверьте уровень. Если все в порядке, то можете спокойно ездить дальше. Если жидкость ушла, то долейте нужное количество.

При выборе подходящей промывки обязательно учитывайте тип своей силовой установки. Для бензиновых и дизельных двигателей выпускаются разные средства, и путать их нельзя. Это чревато серьезными повреждениями агрегата и даже выходом его из строя. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с продавцом и автомехаником перед тем, как выполнять процедуру.

Стоит ли заливать бак по горловину? Все за и против
Предыдущая
Стоит ли заливать бак по горловину? Все за и против
Присадки в масло — польза или вред?
Следующая
Присадки в масло — польза или вред?