О подсосе воздуха в топливную систему дизелей

Дата публикации:

Случается, что дизельный мотор, который все время заводился как часы, вдруг начинает запускаться хуже. Обычно подобные явления списывают на похолодание, дождливую погоду, слабый заряд аккумулятора. Также часто нарушения остаются без внимания, поскольку могут возникать периодически. Но когда они прогрессируют, то становится ясной проблема – подсос воздуха в топливной системе дизеля. Чтобы определить наверняка, стоит разобраться в характерных признаках неисправности, а заодно рассмотрим, как ее можно диагностировать самостоятельно.

Основные симптомы нарушения

Подсос воздуха в топливной системе дизеля (впрочем, и в моторах других типов) проявляется в первую очередь сбоями в функционировании двигателя:

  • старт утром с «пол-оборота», но через некоторое время после запуска начинаются перебои. Силовой агрегат перестает реагировать на нажатие педали газа;
  • после ночной стоянки дизель нужно запускать стартером, делать это с каждым разом приходится все дольше. Однако на протяжении всего дня мотор заводится и работает без проблем;
  • утром автомобиль вовсе не запускается.

Опытные водители, столкнувшись с первыми затруднениями в запуске дизеля, обратят внимание на наличие выхлопного газа. Если при беспрерывной прокрутке стартера солярка поступает в цилиндры, тогда из трубы пойдет легкий дымок. Соответственно, когда его нет, то явно нарушена подача ДТ.

Почему возникает подсос воздуха

Поводов для завоздушивания топливной системы очень много. Однако обычно они обусловлены техническим состоянием машины. Среди основных причин:

  1. Разрушение хомутов и шлангов, входов для трубок в бак.
  2. Слабое уплотнение фильтра, приводного вала ТНВД, оси рычага, отвечающего за подачу горючего.
  3. Недостаточная герметичность магистрали обратки.
  4. Неплотная посадка механизмов подкачивающего агрегата и пр.

В целом основной проблемой, из-за которой воздух поступает в систему, является как раз слабое уплотнение элементов, отсутствие герметичности.

Еще подсос образуется и под влиянием естественных факторов. Например, если постарели и начали разрушаться резиновые уплотнители, был некорректно заменен фильтр или он сам оказался некачественным. Бывает, что подсос воздуха образуется вследствие запуска стартером, когда было задето топливное соединение. Также нарушения возникают и из-за неправильной установки ТНВД, когда остаются щели, через которые и поступает воздух. Именно поэтому данную операцию следует доверять исключительно профессионалам или обращаться в СТО.

То есть причин на самом деле много, и проблемы с герметичностью могут возникать на любой ветке (главной или обратке) магистрали подачи топлива. Тот факт, что при подсосе двигатель все же запускается, обусловлен конструктивными особенностями некоторых моторов и насосов, когда в полости ТНВД собирается немного ДТ, количества которого достаточно для старта. Как правило, вскоре дизель все же глохнет и не запускается.

В любом случае при подсосе воздуха мотор не сможет работать корректно. Поэтому важно устранить проблему, но в первую очередь потребуется определить слабое место, в котором нарушена герметичность. Как найти подсос воздуха в топливной системе дизеля – расскажем ниже.

Способы диагностики герметичности

Как упоминалось выше, подсос может осуществляться через насосный агрегат высокого давления, магистрали подачи и обратку. Поэтому перед автолюбителем стоит первостепенная задача – исследовать эти места. Начинать искать неисправность следует с осмотра мотора, потом уделить внимание днищу авто. Если есть следы солярки, то дефект вызван повреждением трубопроводов.

О том, как выполнить проверку, расскажем ниже.

Диагностика ТНВД

Бывает, что система завоздушена, но видимых проблем с герметичностью нет. В подобных ситуациях следует проверить ТНВД. Сделать это возможно отключив насос и сняв его. Чтобы провести проверку, требуется также запастись:

  • емкостью;
  • соляркой без примесей (ок. 5 л);
  • 2 шлангами (каждая длиной до 60 см);
  • 2 хомутами.

Важно, чтобы все детали были чистыми. Даже мелкий мусор способен вывести топливную аппаратуру из строя, отчего потребуется дорогой ремонт. Отключив насос, вместо обратки и магистрали подачи устанавливают припасенные шланги, один конец которых следует опустить в емкость с дизтопливом и закрепить их хомутами, чтобы не перепутались. Дальше предстоит удалить весь воздух из камеры ТНВД. Однако нельзя прокручивать стартер, заставляя насос засасывать дизель. Действовать нужно по-другому:

  1. Налить в резервуар дизеля столько, чтобы он покрыл ТНВД, затем требуется хорошо отмыть штуцер, через которые сливают горючее. Дальше отвинтить на нем болт и потом через отверстие при помощи спринцовки или вакуумного насоса следует откачивать воздух, пока не пойдет топливо. Выполнив данные манипуляции, нужно вкрутить метиз и на минутку завести мотор. Запуск поможет полностью выгнать воздух. Мотор потом следует заглушить.
  2. Снять с ТНВД трубку подачи и потом отсасывать дизтопливо, пока оно не пойдет полным потоком. Следующий шаг – на штуцер насосного агрегата прикрепить шланг и закрепить хомутом. Дальше отвинтить болт на штуцере обратки и выпустить воздух. Потом тоже завести мотор на несколько минут. Через время запуск следует повторить, чтобы выгнать воздух.

После выполнения этих работ резервуар с ДТ ставят так, чтобы ТНВД был ниже по уровню, и в таком положении его оставляют постоять на 9–10 часов. Дальше запускают двигатель. Если он завелся быстро, то это свидетельствует о том, что воздух попадает, но уже через магистраль. В таких случаях следующий шаг – разметить резервуар с ДТ так, чтобы ТНВД был выше по уровню от емкости. Теперь опять нужно оставить машину (примерно на 9–10 часов тоже) и потом попробовать запустить мотор. Не заводится или есть проблемы в работе – подсос может осуществляться через обратную магистраль на дизельных форсунках или насосный агрегат. Ниже расскажем, как это проверить.

Диагностика дизельных форсунок

Изначально разбираемся в конструкции силового агрегата. Если трубка обратки выведена на ТНВД, то для диагностики подсоса через форсунки можно прибегнуть к следующему способу: запустить мотор и выгнать воздух. Резервуар с ДТ вновь устанавливают ниже ТНВД, а трубки пережать, оставить машину на 10 часов.

Когда после простоя мотор завелся и работает без перебоев, то подсос осуществляется через обратную магистраль на форсунках. Когда же при запуске возникают перебои, то воздух поступает уже через насосный агрегат. Это значит, что ТНВД нуждается в ремонте, и доверить выполнение этой задачи можно только специалистам в мастерской.

Диагностика топливного фильтра

Еще при обнаружении мест подсоса следует проверить и очистной элемент. Схема следующая: резервуар с ДТ–фильтр–насос.

Емкость с дизтопливом устанавливают ниже ТНВД. Если через фильтр поступлений воздуха не обнаружено, то по такому же принципу проверяем подкачивающий насосный агрегат. Отсутствие перебоев с ним, ТНВД, форсунками на обратке и трубками подачи свидетельствует о том, что подсос может осуществляться через бак. Своими силами выполнить точную диагностику не получится, потребуется специальное оборудование, поэтому следует обратиться в СТО.

Подводя итог, отметим, что поиск места подсоса воздуха в топливной системе дизеля – задача трудоемкая и длительная. Однако, когда система завоздушена, ее не избежать. Единственное, что может сделать автовладелец, чтобы свести подобные проблемы к минимуму, – использовать фирменные расходные материалы (шланги, трубки, уплотнители) и обращаться для ремонта в специализированные СТО, которые могут гарантировать качество выполненной работы.

Как правильно определить уровень масла в АКПП
Предыдущая
Как правильно определить уровень масла в АКПП
Насколько современные автомобили нуждаются в высокооктановом топливе
Следующая
Насколько современные автомобили нуждаются в высокооктановом топливе