• ПН-ПТ. с 09:00 - 18:00

Причины перегрева двигателя

Дата публикации:

Проблема перегрева двигателя знакома многим автомобилистам. Моторы в современных транспортных средствах перегреваются быстро. КПД таких агрегатов выше, соответственно, это отражается и на температуре работы ДВС. Если в старых авто она не больше 80–90 градусов, то в новых составляет до 105 °С. Система охлаждения предназначается для обеспечения оптимальной работы мотора, но даже она со временем может давать сбои. Ниже разберем причины перегрева двигателя и рассмотрим возможные последствия проблемы.

Почему мотор перегревается

Какие существуют причины проблемы:

  1. Недостаток антифриза или другой жидкости в охладительной системе. Нарушение герметичности, повреждение патрубков и других конструктивных элементов приводят к утечке расходного материала. В случае износа прокладки головки блока цилиндров антифриз может попадать в цилиндры.
  2. Неисправности в работе термостата. Подвижность клапана термодатчика теряется, особенно когда в охладительной системе скапливается много отложений. Если термостат перестает реагировать на температуру антифриза, это приводит к перегреву агрегата. Когда вместо антифриза в системе охлаждения используется обычная вода, датчик выходит из строя еще быстрее.
  3. Некорректная работа радиатора. Одна из причин перегрева двигателя — ослабление ремня вентилятора, в результате чего устройство не может охлаждать агрегат. Радиатор может не справляться со своей задачей из-за некорректных показаний или неработоспособности температурного датчика.
  4. Некачественная охлаждающая жидкость. Возможно, хладагент изначально низкого качества. Если в системе утечка, а вместо решения проблемы и добавления антифриза вы используете воду, это приведет к тому, что жидкость теряет свои качества.
  5. Продолжительная работа агрегата в условиях высокой детонации. Это явление сопровождается металлическим стуком, цокотом из-под капота, часто проявляющимся при езде автомобиля в гору на пониженной передаче. Детонация приводит к более быстрому износу деталей.
  6. Выход из строя выпускного клапана. В результате прогорания устройства на выпуск пропускаются высокотемпературные газы на такте сгорания, что приводит к увеличению температуры отработанных газов. В конечном счете перегревается и мотор.
  7. Продолжительная работа агрегата в нерасчетных условиях. Эффективность функционирования охладительной системы зависит от расхода антифриза, прогоняемого через контур. Чем выше частота вращения коленвала, тем больше хладагента прогоняет насос через полости охладительной системы.
  8. Большой объем отложений в камере сгорания или полостях охлаждения. Их наличие приводит к перекрытию каналов и невозможности проводить тепловой поток. Такие проблемы характерны для двигателей с сильным износом.

Также перегрев силового агрегата может быть связан с нерациональным применением дополнительных присадок в масло. Зачастую использование добавок приводит к наращиванию металлокерамического слоя на внутренних элементах двигателя. Сама по себе металлокерамика является мощным теплоизолятором.

Признаки и последствия перегрева

Основные симптомы перегрева двигателя авто:

  • изменение положения стрелки датчика температуры на панели приборов;
  • из-под капота автомобиля пошел пар;
  • снижение мощности двигателя;
  • вибрация агрегата, связанная с кипением хладагента;
  • не работает система отопления салона;
  • функционирование мотора сопровождается посторонними звуками;
  • антифриз потемнел, а на свечах зажигания появился налет;
  • неисправность ДВС.

Если перегрев мотора слабый, он может пройти без особых последствий. Когда из-под капота появляется пар, все немного серьезнее. Если это произошло во время движения, необходимо остановиться и подождать, пока охлаждающая жидкость полностью не остынет. Долейте хладагент и попробуйте еще раз завести ДВС.

Самые серьезные последствия перегрева двигателя:

  • оплавление поверхности поршней;
  • деформация и выход из строя сальников;
  • разрушение прокладки ГБЦ;
  • появление трещин на головке;
  • выход из строя коленвала и т. д.

Чтобы не допустить перегрева, всегда контролируйте работу мотора. В теплое время года избегайте резких ускорений и торможений. Помните о том, что при торможении мотором антифриз интенсивнее циркулирует по патрубкам охладительной системы. Хладагент является расходным материалом, поэтому его периодически нужно менять. Лучше делать это не реже 1 раза на 60–80 тысяч км пробега. Используйте цифровой термометр, чтобы точно контролировать температуру двигателя.

Если мотор перегрелся в дороге и у вас нет возможности решить проблему, в первую очередь включите печку на максимум. Это позволит отвести тепло из охладительной системы, поскольку отопитель заберет на себя часть жара двигателя. Во время езды держите минимальные обороты, чтобы минимизировать нагрузку на агрегат.