• ПН-ПТ. с 09:00 - 18:00

Зачем менять в вариаторе масло?

Дата публикации:

Вариатор представляет собой разновидность автоматической трансмиссии, в которой передачи как таковые отсутствуют. Принцип работы такой КПП несколько отличается от классического «автомата». Несмотря на это, как и АКПП, вариатор требует обслуживания. Замена масла в коробке передач — обязательное условие ухода при эксплуатации. Смазка выполняет одну из важнейших функций, обеспечивая снижение износа трущихся деталей и механизмов.

Вкратце об особенностях вариаторного масла

В бесступенчатых коробках должно применяться специальное масло с маркировкой CVT. Такие расходные материалы предназначены для эксплуатации в вариаторных трансмиссиях. От классической смазки такой продукт отличается рядом характеристик. Чтобы понять, зачем менять масло в коробке передач, необходимо разобраться в основном свойстве расходного материала.

К примеру, при определенной температуре он образует пленку, предотвращающую проскальзывание ремешка на конусных валах вариатора. Чтобы жидкость не потеряла своих свойств, его необходимо не просто добавлять, а периодически менять.

Признаки необходимости замены

О том, что объем смазки в КПП недостаточен или превышает норму, могут сообщить следующие признаки:

  • проблемы с разгоном авто, мощность двигателя снизилась или не получается начать движение;
  • транспортное средство на старте дергается;
  • при работе на холостых оборотах мотор вибрирует;
  • если в трансмиссии избыток смазки, это проявляется затрудненным переключением скоростей;
  • машина двигается, даже если включен нейтральный режим трансмиссии.

Ремонт автоматической трансмиссии — процедура не из дешевых, поэтому при появлении первых косвенных признаков необходимо уделить время диагностике КПП. Как правило, смазка заливается в агрегат на весь срок эксплуатации авто, поэтому ответить точно, как часто нужно менять масло в коробке передач, невозможно. В любом случае, даже если в техническом руководстве написано, что замена смазки не нужна, исходить нужно из состояния жидкости.

Для оценки есть два основных способа:

  1. Счетчик старения. Это специальное устройство, отражающее состояние расходного материала. Большинство вариаторов оборудуется блоками управления, позволяющими определить степень старения масла в вариаторе и, соответственно, сроки его замены. Подсчет потери характеристик смазки производится по специальному алгоритму. В данном случае компьютер основывается на температуре расходного материала, времени функционирования устройства после замены, нагрузке на трансмиссионный агрегат и т. д. Все эти параметры влияют на ресурс эксплуатации жидкости. После смены расходного материала в вариаторе счетчик необходимо обнулить, что позволит ему правильно отражать состояние новой смазки.
  2. Капельная проба. Чтобы определить необходимость замены масла в вариаторе, возьмите каплю смазки и капните на белую бумажку. Это простой метод проверки, который позволит понять состояние расходного вещества. Если пятнышко помутнело, это говорит о том, что в составе смазки есть продукты износа в виде металлической стружки. Как правило, она попадает в смазку с фрикционных дисков. Кроме того, о постоянной работе в условиях перегрева может свидетельствовать запах гари. В данном случае давление масла уменьшается, что приводит к проскальзыванию валов. Для получения более точных результатов проверки нужно иметь образец свежего масла для сравнения.

Не всегда эти способы дают возможность определить необходимость замены масла в вариаторе. Во всяком случае физические свойства и характеристики жидкости узнать не удастся. Если в сервисной книжке указывается, что замена масла в КПП не нужна, автоспециалисты советуют делать это не реже одного раза на 40 тысяч км пробега. При более жестких условиях использования периодичность снижается до 30–35 тыс. км.

К таковым относятся:

  • регулярная буксировка прицепа или других авто;
  • агрессивный стиль вождения, характеризующийся высокой динамикой, резкими ускорениями и сбрасываниями скорости;
  • постоянный перегрев коробки передач, обусловленный слабым обдувом или его полным отсутствием, такая проблема зачастую наблюдается при езде в плотном трафике;
  • эксплуатация авто по пыльным дорогам;
  • пробуксовка колеса на ведущей оси при езде по щебню, песку или пересеченной местности.

Чтобы реже менять масло в вариаторе, необходимо исключить высокие нагрузки на коробку передач. При низких температурах перед эксплуатацией КПП нужно прогреть, поэтому движение лучше начинать на невысокой скорости. Кроме того, автомобилю с вариаторной коробкой противопоказана буксировка на тросе при отключенном двигателе. При вращении колес машины начнет прокручиваться ведомый вал со шкивом. В этот момент возможно повреждение цепи на остановленном ведущем валу.

Как выполнить диагностику уровня

Проверка уровня масла в вариаторе производится следующим образом:

  1. Транспортное средство ставится на ровную поверхность.
  2. Запускается двигатель. Мотор нужно прогреть в течение нескольких минут.
  3. Замер уровня производится на протяжении последующих 1–1,5 минут, пока смазка не остыла и не уменьшилась в объеме.
  4. Для диагностики извлекается щуп уровня масла в КПП. Обычно он оснащен желтым кольцом. После извлечения щуп протирается сухой и чистой салфеткой, а затем устанавливается обратно. Затем он опять извлекается. Если уровень масла — между отметками MIN и МАХ, все в порядке.

Если вариатор позиционируется производителем как необслуживаемый, в нем может не предусматриваться щуп. В таком случае диагностика производится по заливному отверстию. Открутите пробку и посмотрите внутрь. Если объем смазки в норме, уровень будет находиться примерно на уровне нижней кромки заливного отверстия.

Особенности замены

Замена масла в вариаторе может быть выполнена двумя способами:

  1. Частичная. В данном случае речь идет об обновлении смазочного вещества. Принцип заключается в сливе определенного объема смазки и добавлении аналогичного количества. После этого производится корректировка уровня. Перед частичной заменой нужно проехать около 10 км, чтобы прогреть вариатор. При выполнении задачи необходимо сливать не менее 1/3 от общего объема. Чтобы обновить смазку, частичная замена должна осуществляться 3–4 раза с интервалом 500–700 км. Также рекомендуется поменять все фильтры и выполнить промывку поддона.
  2. Полная. В данном случае нужно полностью слить масло из вариатора. В среднем это около трех литров жидкости. Как правило, заливка масла осуществляется через контрольное отверстие, в которое устанавливается щуп. Для большего удобства может потребоваться шприц или воронка. Все изношенные прокладки и уплотнители подлежат замене. После заливки жидкости проверяется уровень, выполняется его корректировка.

Замена масла в вариаторе обязательно требуется после покупки подержанного автомобиля. Даже если это не предусмотрено производителем, в сервисном руководстве всегда указывается марка трансмиссионной жидкости. После замены обязательно нужно обнулить значения датчика вариатора, в противном случае коробка может работать с перебоями.

Все о замене масла в дизельном двигателе
Предыдущая
Все о замене масла в дизельном двигателе
Как понять, что пора менять свечи зажигания?
Следующая
Как понять, что пора менять свечи зажигания?